(Добавлены детали)
МОСКВА, 11 марта (Рейтер) - По предварительным данным Минфина, дефицит федерального бюджета России на конец февраля увеличился почти на 60% с начала года из-за быстрого роста расходов и снижения доходов от нефтегазового сектора.
За первые два месяца года расходы превысили доходы на 2,7 триллиона рублей, что составляет 1,3% от ВВП, в то время как запланированный бюджетный дефицит на весь год составляет 1,17 триллиона рублей, или 0,5% от ВВП.
Согласно предварительным оценкам, в январе бюджет был исполнен с дефицитом 1,7 триллиона рублей, что составляет 0,8% от ВВП, что указывает на возможный дефицит в феврале в размере 995 миллиардов рублей.
Дефицит за два месяца оказался более чем в 2,5 раза выше, чем за аналогичный период прошлого года, когда он составлял 1,13 триллиона рублей, или 0,6% от ВВП.
Расходы бюджета с начала года составили 8,05 триллиона рублей и увеличились на 30,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Таким образом, за январь-февраль Минфин израсходовал почти одну пятую от годовых назначений по расходам, которые составляют 41,47 триллиона рублей.
Минфин связывает рост расходов в начале года с авансированием отдельных контрактов, подчеркивая, что это не отразится на исполнении целевых показателей 2025 года и квартальная динамика расходов не претерпит значительных изменений.
Темпы исполнения расходов федерального бюджета в феврале замедлились до 7,4% в годовом исчислении после ускоренного финансирования в январе 2025 года, сообщает министерство.
По информации Минфина, доходы за два месяца увеличились на 6,3% по сравнению с прошлым годом, составив 5,34 триллиона рублей благодаря ненефтегазовым поступлениям, которые возросли на 11,1% по сравнению с январем-февралем 2024 года и достигли 3,78 триллиона рублей.
РИСКИ ЦЕН НА НЕФТЬ
За последние три года, начиная с начала «спецоперации» в Украине, федеральный бюджет России фиксировал дефицит свыше 3 триллионов рублей или около 2% от ВВП, который Минфин покрывал за счет роста внутренних заимствований и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), ликвидная часть которого сократилась на две трети.
В этом году, несмотря на продолжение увеличения бюджетных расходов, Минфин планирует сократить дефицит до 1,17 триллиона рублей, или 0,5% от ВВП, однако такие оптимистичные прогнозы основаны на повышении налогов на бизнес и граждан с 2025 года и сокращении социальных расходов.
При этом падение цен на нефть и укрепление рубля могут нарушить планы властей.
На фоне улучшения отношений между Москвой и Вашингтоном рубль с начала года укрепился почти на треть по отношению к доллару США, который во вторник торговался ниже 86 рублей за $1, при заложенном в бюджет среднем курсе 96,5 рублей за $1.
Тем временем цены на нефть упали до минимального уровня с конца 2021 года. Согласно данным Минэк, средняя цена Urals в феврале 2025 года составила $61,69 за баррель, в то время как бюджет был составлен с прогнозом $69,7 за баррель.
Из-за укрепления рубля и снижения стоимости нефти цена российской нефти Юралс, используемая для налогообложения, в феврале оказалась почти на 15% ниже запланированного уровня, что стало проблемой при формировании доходов бюджета России на 2025 год.
В результате поступления от продажи энергоносителей, составляющие около трети всех доходов российского бюджета, за два месяца снизились на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 1,56 триллиона рублей, как сообщал Минфин на прошлой неделе.
«Поступления от нефтегазовых доходов в январе-феврале текущего года составили уровень, превышающий их базовый размер, однако существуют риски их снижения на фоне ухудшающейся ценовой ситуации», - предостерег Минфин во вторник.
На прошлой неделе заместитель министра финансов Владимир Колычев предположил, что дефицит бюджета по итогам года может превысить плановые показатели при сохранении текущих цен на нефть около $60 за баррель. (Дарья Корсунская. Редактировала Анастасия Тетеревлева)
Читать еще
Категории
Подпишитесь на нашу рассылку!
Случайное

Наумов: «Дзюбу незачем вызывать в

«Страсбург» прервал череду поражений,

Севикян: «В «Локомотиве» все хотят

Булыкин: «В «Локомотиве» не будет, как
